Ученическое самоуправление

Современная школа - это развивающееся учебное заведение, в котором апробируются и реализуются многие воспитательные программы и проекты. Воспитательная система школы, в которой особое внимание уделено детям для приобретения ими жизненного опыта, стала определенной точкой роста для школы, ресурсом, где могут раскрываться необходимые для творчества возможности. С 2002 года школа всерьез занимается вопросами самоуправления как системообразующим элементом школьной воспитательной системы, с одной стороны, с другой - как первичного результата деятельности.

Государственный стандарт "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования" ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования у подростков «организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности» как одной из ключевых компетенций члена современного общества.

«Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи» (Проект Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»).

Таким образом, развитие системы ученического самоуправления приобретает высокую степень актуальности в современной социальной, культурной, политической и экономической ситуации.

В ГБОУ Школа № 883 представлена ДВУХУРОВНЕВАЯ система ученического самоуправления.

I уровень — классное самоуправление

Благодаря своим профессиональным знаниям, классные руководители помогают выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему поддержки активистов самоуправления; консультируют педагогов и родителей по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления и жизни класса. Наиболее широкое распространение в практике работы школы получила структура по видам деятельности (шефская, художественно эстетическая (культмассовый сектор), спортивно-оздоровительная, трудовая, информационная (актив класса) и т.п.). Под каждый вид деятельности формируются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся класса входили в тот или иной орган. Высшим органом самоуправления первого уровня является классное собрание. Информационный сектор входит в школьное ученическое самоуправление (Совет школы - II уровень).

II уровень — школьное ученическое самоуправление

В каждом классе есть лидеры (информационный сектор (актив класса)), которые активно участвуют в школьной жизни, они объединены в большой ученический Совет школы.

Цель ученического самоуправления - реализация интересов и потребностей учащихся, необходимых для формирования полноценной личности. Работа органов ученического самоуправления начинается с выявления актуальных потребностей и интересов учащихся, на основе которых определяются содержание, основные направления деятельности и организационная структура.

Задачи ученического самоуправления:

  • выявление личностно и социально значимых потребностей, отбор тех, которые реально выполнимы,
  • определение организационной структуры ученического коллектива,
  • организация деятельности органов ученического самоуправления,
  • предоставление педагогической поддержки и помощи,
  • подведение итогов работы,
  • анализ ее результатов.

Содержание деятельности:

  • познавательная деятельность;
  • учебно-дисциплинарная;
  • трудовая деятельность;
  • художественно-эстетическая;
  • культурно-массовая и досуговая;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • информационная;
  • художественно-оформительская деятельность;
  • гражданско-патриотическая и поисковая деятельность.

На развитие творческой активности учащихся благотворно влияют разнообразные методы стимулирования:

  • объявление благодарности;
  • награждение грамотой;
  • вручение бесплатного билета в театр, музей; экскурсионные поездки.
  • награждение призами.

Основные функции социального управления - анализ, планирование, организация, контроль, регулирование и корректировка и снова анализ.

На первом заседании Совета школы вырабатывается план работы на учебный год. Педагог-организатор руководит работой Совета школы, проводит заседания, которые собираются 1 раз в месяц. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости. Решения совета, принятые на заседаниях, доводятся до сведения всех учащихся школы.

В основе деятельности ученического самоуправления лежит:

  • изучение запросов учащихся, доведение до сведения администрации и организация конкретной работы по их удовлетворению.
  • сохранение и приумножение школьных традиций, реализация программы развития школы.

Роль педагогов и родителей в самоуправлении.

Педагоги и родители поддерживают участников самоуправления учат самоанализу и самокритике. Педагоги и организатор ВР создают атмосферу, чтобы каждый член детского самоуправления раскрывал свои способности, оказывают методическую помощь активу, привлекают к работе актива родителей, общественность, выступают продолжателем традиций, принимает участие в разработке документов актива: памяток, планов, положений, программ.

Педагоги учат детей анализировать свою работу, принимать конкретные решения и выполнять их.